Вячеслав Климович (v_klimovich) wrote,
Вячеслав Климович
v_klimovich

Грушинский, "Второй канал" и маленькое чудо :-)

Сразу предупреждаю, очень многабукафф - написано все это исключительно для истории собственной жизни. Если кому интересно будет - мне будет приятно. В посте фотографий нет - все они в двух постах o3ero: здесь и здесь, а вот здесь море фоток Татьяны Алексеевой

Двухнедельное бард-путешествие закончилось. И хоть раны еще не зализаны, все же хочется рассказать о том, как все было.

XXXV Грушинский фестиваль (15-й в моей жизни) как и в большинстве случаев для меня начался на Казанском вокзале, хотя и не так ярко как обычно. Обычно возле тольяттинского поезда встречается куча знакомых лиц, но в этот раз мы ехали днем раньше обычного и грушинцев, а тем паче знакомых, было крайне мало, последних впрочем не встретилось вообще. Таковые появились уже на перроне станции "Жигулевское море". В частности Ира Орищенко, за которой был послан УАЗик от фирмы "Мета", в который и мы с o3eroОлей на правах гостей фестиваля, вписались. На этом крайне экстремальном тарантасе с кучей положительных эмоций мы таки добрались до поляны, получили в VIP-лагере талончики на покушать и двинулись в сторону 4-й сцены, где руководитель данной площадки Виктор Воронов (в детстве гомельчанин) указал нам место под палатку прямо за задником сцены. Было пасмурно, мокро, и часть этого дня мы провели за чайной церемонией, которая проходила в шатре у "Костровой" площадки. Удивительное место, удивительные люди, организовавшие все это - наши старые знакомые - дуэт "Марьяж - декорации", персонально - Слава Захаров и Юля Шелест. Ребята в прошлом году по приезду решили, что на Грушинском они в последний раз, но тут им подфортило стать лауреатами 34-го фестиваля, и их уже в качестве членов жюри зазвали на 35-й.

К вечеру распогодилось и в 20.00 4-я сцена, предоставленная ТО "Второй канал" и "Азия+" начала свою работу... с нашего с Олей авторского блока. Я, кстати, так и не понял, какое именно творческое объединение нас представило, потому как ни одно из вышеназванных мы с Олей представлять не могли. Тем не менее, нас включили в программу, да и Бог с ним - и на том гранд мерси :-) Вела программу aliska_flyИра Батанина, делая это как всегда легко и лаконично.

Четверг выдался днем встреч и расслабона. Гости приезжали один за одним - мы не успевали со всеми обниматься. Были и приятные знакомства: Дима Земский, Коля Кислухин, Борис Бурда и Владимир Васильев (с последними мы пересекались и раньше, но в этот раз удалось приятно пообщаться). Что-то я вперед забежал... Ах да, четверг... Встретились и с Галиной и Борисом Вайханскими - этой встречи я побаивался несколько, это после нашей с ним переписки по поводу ПетАккорда. Большую часть четверга мы провели в VIP-лагере, где было крайне уютно, не говоря уже о бытовых удобствах, таких как белые унитазы и горячий (иногда, правда черезчур, а иногда наоборот) душ. Особенно кстати были чайные феи, т.е. девочки-волнтеры, предлагавшие чай и кофе, а за столом почти всегда интересная компания.

К вечеру четверга появился и Дмитрий Антонович Сухарев. Мы давно с ним не пели вместе и затихарились в его домике на репетицию. Но первое выступление с Дмитрием Антоновичем оказалось жжутко скомканным - o3ero где-то загулялась, я ее нервно вызванивал, бегал искал, но все тщетно; возле сцены я появился перед самым выходом, а тут еще вместо привычной мне Оли на сцену вышел подпеть "Александру" Петя Старцев. Вобщем, тут-то меня и переклинило: мне все время почему-то хотелось перейти в другую тональность и я несколько раз предпринимал попытки это сделать. Кроме того сделал вывод, что в состоянии паники на сцену лучше вообще не выходить.

Важной особенностью этого фестиваля было то, что нигде не было политики, связанной с разделением фестиваля. Первая нотка для меня была - появление Дмитрия Богданова, показывающего бейджик с другого фестиваля и говорящего "Я - враг! Мне там сказали, чтобы я здесь бейджик не снимал". Но если уж я заговорил обо всем этом, то приятно было видеть некоторых авторов с того фестиваля, высказывавших желание остаться на Мастрюках. А некоторые из них, заявленные в гостевом списке на Федоровских, вовсе туда не доехали и стали на Мастрюках лауреатами. А некоторые и вовсе метили в лауреаты обоих фестивалей, как, к примеру, nostradamvsТим Скоренко и alesha_nЛеша Нежевец. К этим товарищам мы еще вернемся, а пока - пятница.

В пятницу прекрасно и полноценно прошел концерт гомельского фестиваля на 2-й сцене. Выступили мы с Олей, только что упомянутые nostradamvs и alesha_n, irmusИра Шмидова приехала с Федоровских, семья Юриновых спели, Володя Завгородний, oblamingoЛеша Дзевицкий отработал как положено, а закрыл концерт Дмитрий Антонович Сухарев. Концерт прошел не без казусов, правда :-) Во время выступления Володи Завгороднего была плохо слышна гитара. Я подошел к звукооператору (позже оказалось, что это главный звукач, и он Гору озвучивал) и попросил добавить гитару, на что тот ответил: "Пусть играть учится". Вот уж ДА!!! Для Володи с консерваторским образованием и преподавательским опытом именно гитары - ценнейший совет :-))

Вообще звук - это то, что меня больше всего напрягло на этом фестивале. Особенно на Горе звук был ужасным. Звукреж то и дело что-то крутил-вертел, звук менялся, инструменты и голоса то звучали объемно, то плоско и даже резко, то вообще что-то пропадало. ИБД была высокой - звук никаким... Что-то не то со звуком было и на третей сцене в пятницу вечером - я своего голоса не слышал в принципе. Зато КАК РАБОТАЛА 4-Я СЦЕНА!!! Лучшего звука на Грушинском я не слышал. Оба парнишки - музыканты (они потом по приглашению n_yakimov поджемовали в последнюю ночь на сцене во время перфоманса). Они не просто делали звук - они делали его творчески и действительно РАБОТАЛИ. Вообще, 4-я сцена была хороша. Вот только зритель был жидковат, да и не совсем тот, ИМХО... Зато люди, жившие там, за 4-й, - чудо!

Суббота прошла в наблюдении за конкурсом. Было много народу, за которых я искренне "болел". В первую очередь это вышеупомянутые белорусы nostradamvs и alesha_n, затем Гран-при гомельского фестиваля - oblamingo, конечно же дорогие украинцы: Валера Марченко, Игорь Ли, Руся Туриянская. Еще суббота запомнилась вниманием к моей скромной персоне со стороны худрука фестиваля Александра Исаева. Он захотел поделиться со мной каким-то жутко интересным ноу-хау и назначил встречу между Горой и банкетом. Я был жутко заинтригован, но интрига так и не разрешилась, о чем позже.

Затем был поход на Гору. Этому было основание - я должен был дважды выйти на Гитару: первый раз в составе аккомпанирующей группы Дмитрия Сухарева, затем в качестве гитариста-аккомпаниатора автора-исполнителя Татьяны Синицыной из Германии. Последние несколько лет я на Гору не ходил, т.к. во время горы всегда проходили концерты на Кольском бугорке, художественной частью которого я руководил. В прошлом же и в этом году на Горе разыгрывалась главная интрига фестиваля - финальный тур конкурса. В этом году наши Тим Скоренко и Алексей Нежевец вышли в финал и пели на Гитаре! Вообще, по сравнению с прошлым годом, конкурс был сильнее и интереснее, а победа украинцев Валеры и Руси - одно из приятнейших лично для меня событий фестиваля. После выступления с Таней Синицыной я решил ретироваться на берег не в обход озера, как обычно, а на пароме, т.е. быстро и романтично :-) На пароме рядом со мной оказались Владимир Васильев из Харькова и Борис Бурда из Одессы. Как-то мы разговорились и не заметили, как миновали причал, VIP-лагерь и очутились в лагере украинской делегации, оказывается, Борис и Владимир шли поздравлять земляков, а я рад был к этому мероприятию присоседиться, тем более, что в делегации было огромное количество моих друзей: Володя и Лиля Завгородние, новоиспеченные лауреаты Руся Туриянская и Валера Марченко, Саша Бальменко, Игорь Ли, Игорь Добровольский, Юра Чайка, Вадим Гефтер, Сережа Кучма, Женя Торопова, Аня Киящук, еще кто-то - всех не упомню. А тут оно: и "Хортица" и сало настоящее! И вот тут я сорвался. Закончилось все брудершафтом с Борисом Бурдой, с которым мы и покинули лагерь украинцев и пошли, болтая, куда-то... По пути нам встретился сперва osimusКапа, потом u_grinСережа Гринберг, а потом я увидел в чайхане зазывавшего меня ранее для интересного разговора Александра Исаева, начавшего отмечать свое 50-летие. Я заглянул на огонек, поздравил, навернул стопарик и понял, что разговор переносится на год. Закончилась грушинская суббота, как всегда, воскресеньем. Я добрел до палатки и вырубился.

Воскресение запомнилось двумя моментами: отъездом вечеров в гостиницу Дмитрия Сухарева и перфомансом на 4-й сцене.
Под вечер мне позвонила Оля и сказала, чтобы я брал гитару и шел в домик к Сухареву, чтобы там попеть немного втроем. Однако, когда я пришел, там были еще Ира Хвостова и Владимир Альтшуллер, о чем-то споривший с Дмитрием Антоновичем. Проскочило слово "Сьюзен", т.е. речь шла об этой песне Берковского на стихи Сухарева. Пока решали что петь (Оля настаивала на "Александре") в домик зашел один из ветеранов Грушинского фестиваля - Исай Фишгойт, а Сухарев попросил нас с Олей спеть беларускую народную песню "Рэчанька". Потом все-таки победила "Сьюзен", но на втором куплете открылась дверь и супруга Пети Старцева сообщила о том, что двух ветеранов ждет машина. И мы, не бросив песню, пошли к машине и пели на ходу :-)
Где-то потом я еще поблуждал и по темноте уже вернулся "домой", т.е. к 4-й сцене. На сцене что-то происходило, чему я не придал значение, пошел под тент, заварил чай и смотрю, как-то всеобщее внимание жителей лагеря приковано к сцене: кто на лестнице сцены стоит с вдохновенным лицом, кто виднеется чуть сбоку, кто в палатке ведущих застыл во внимательной позе. Пошел и я глянуть. Смотрю, а на сцене сидят: n_yakimovНиколай Якимов, drev_62Александр Деревягин и Виктор Воронов (у микрофонов), на сцене стоят столы, между столами и задником на полу сидят Сергей Труханов, Антон Яржомбек, Сергей Рыбалко, Мария Штох, Игорь Иванов, aminoruЕвгения Ланцберг, К ним не раздумывая присоединилась o3eroОля, проявившая свои таланты к танцам и перкуссионизму. На сцене творилось что-то невообразимое. Сидящие у микрофонов джемовали, их время от времени сменяли сидевшие на полу, которые в остальное время тихонечко общались, выпивали малость, Оля воскуривала благовония... Я, как нелюбитель таких вещей (вспоминая перфоманс Димы Певзнера на открытии ПетАккорда) сперва наблюдал это настороженно, потом стал фотографировать, потом взял гитару и решил включиться в процесс, переборов свой страх перед необходимостью импровизировать, чего я делать не умею. Этот вихрь меня внезапно закрутив в действе, я тоже сел к микрофону... Я даже не помню, как и чем все это закончилось...

Спать в эту ночь мы не ложились, потому как в 9 утра должны были уехать в Самару, а там в 13.05 отходил поезд на Москву. Поскольку поезд прибывал в Мск рано, то мы решили изнемочь себя и всю дорогу в поезде спать, и вполне свежими проснуться часа за два до прибытия поезда в столицу. Поэтому мы посидели немного у костра, на рассвете сложили палатку, собрали вещи и пошли купаться на Волгу (я - впервые за весь фестиваль).

Утром весь лагерь ("Второй канал" + "Азия +") снялся и направился к VIP-лагерю, откуда нас забрал автобус. В автобусе мы очень душевно, пожалуй впервые, пообщались с verrrkaВерой Вотинцевой, с которой потом оказались в одном купе. В Самаре побыли совсем немного - купили провизии в поезд и отчалили...

Утром мы поехали к Дмитрию Антоновичу и Алле Викторовне, потому как они нас давно приглашали остановиться у них, а Оля все стеснялась. Так мы оказались на Олимпе. Воду на Олимпе, в связи с капремонтом, отключали в 10, так что главный небожитель успел набрать полную ванну, которую мы поделили пополам (веселая процедура!). Придя в себя, мы пустились по Москве с целью покупки новой гитары, обошли семь магазинов и купили нужное только в шестом. Зато теперь мы - обладатели весьма дружественной, а теперь даже родной электроакустики Crafter DTE 6/N.

В дальнейших наших планах было посещение фестиваля "Второй канал". Однако буквально перед нашим выходом на фестиваль, когда мы уже с рюкзаками стояли на пороге, Дмитрий Антонович сообщил нам, что только что получил письмо, следствием которого было то, что ему нужны помощники для выступления в Переделкино на даче Булата Окуджавы. Впоследствии был сверстан концерт, состоящий из стихов Сухарева, песен на его стихи, и наших с Олей песен. Концерт был назначен на 12.07, т.е. на самую фестивальную субботу, что означало утреннее бегство со "Второго канала" с вечерним возвращением.

На "Второй канал" мы поехали автобусом, на котором заезжала основная масса москвичей (иже с ними) из числа жюрителей, оргов и просто активных второканальцев. После обеда мы были уже на поляне, поставились недалеко от одного из фестивальных центров - лагеря Сыктывкара. Невдалеке от нас поставили палатку дальневосточные товарищи: Гена из Владика и Катя из Биробиджана, которые нас регулярно угощали чаем, потому что у них был костер, а мы ленились возиться с огнем и довольствовались газовой горелкой. Погода в четверг была чудесная, и почему-то не верилось тем, кто утверждал, что в пятницу будет дождь. Однако в пятницу небо разверзлось. Это случилось как раз тогда, когда я пошел к первой площадке прослушивания (у Александра Костромина и Евгении Смагиной). Потоки воды пошли прямо по склону, на котором размещался под тентом столик мастеров и звукооператорская палатка. Мужественный почвовед Костромин сгонял за лопатами и при помощи некоторого народа стал копать обводной канал, который я окрестил "Третьим каналом". Если бы не этот поступок, площадку прослушивания смыло бы напрочь, один бы тент остался. Через часа полтора после начала ливня, когда стихия успокоилась, прослушивание началось. Я, как уже было сказано, принял в нем участие в качестве конкурсанта. На самом деле мне интересно было только мнение Евгении Борисовны, умеющей разложить по полочкам любой стих. Она порою излишне увлекалась логикой, т.е. исключительно логичным осмыслением стихотворения, не принимала малейшие, зачастую нарочитые, неправильности, алогизмы, то, что я наоборот очень люблю. Этих, на ее взгляд, "тараканов" она, конечно, у меня выловила, но заодно попались и другие, которых я сам не замечал. В общем-то это и было основным мотивом моего участия в конкурсе, второстепенным - просто проверить свои силы в наиболее экстремальной обстановке, сфокусировав на себе самый критичный и придирчивый взгляд. Единственное, что вызвало недоумение, почему для заключительного концерта выбрали "Посвящение Л.А.П.", а не "Ноктюрн-фантазию", которая поглавнее будет. Вообще, я очень люблю эту песню, еще б десяток таких написать и можно помирать смело.

Закончив с конкурсом, я побежал заниматься заявленной на фестивале моей мастерской "Гитарный аккомпанемент". Местечко выбралось самое бойкое, что сказалось на количестве народа - поработалось недолго, но интересно и продуктивно. Сидя на мастерской, я увидел проходящего мимо Сергея Яковлевича Никитина. О том, что он собирался на "Второй канал", мне говорил Дмитрий Антонович, но я забыл этот момент и был крайне удивлен. Около 17.30 я свернул свою мастерскую и поспешил прослушаться в мастерской Никитина. Я ему представился и он меня опознал по рассказам Дмитрия Сухарева. Я ему все пел да пел, а он все просил "еще" да "еще". Закончилось все тем, что я спел из нашей с Сухаревым программы "Сьюзен", и Никитин в некоторых местах скривился - я не те аккорды играл. Договорились о встрече, дабы поправить. Встретились вечерком, поправили.

Проснулись в субботу аж в 6.30! а в 7.00 разбудили trubПетю Трубецкого, который забросил нас на машине в Серпухов, откуда мы стартовали опять к Сухареву, чтоб принять душ, переодеться и двинуть в Переделкино.

Уже втроем (мы и Сухарев) на Киевской мы встретились с Ирой Хвостовой и ее папой Виктором Ивановичем и вместе поехали на дачу Булата Шалвовича. Там нас уже ждали. Замечательная экскурсовод Лидия Васильевна провела нас в одну из комнат, угостила чаем. Потом мы познакомились со звукооператором - приятным молодым человеком по имени Донат. Вместе с ним я настроил звук. К тому времени начал подтягиваться народ (Дмитрий Антонович беспокоился, что никто не придет). Пришли: Евгений Рейн и Лариса Миллер - замечательные российские поэты. Тут как раз приехала и Ольга Владимировна Окуджава и вскоре дала нам отмашку начинать. Но как только Дмитрий Антонович начал читать первое стихотворение, в зале начался шорох и все посмотрели в ту сторону, где появился Евгений Евтушенко. Вот такие у нас были зрители. И что интересно, пелось легко. Особенно легко пелись беларуские песни, потому что никто слов не понимал :-) После выступления Дмитрий Антонович подозвал нас и познакомил с Евгением Александровичем. Евтушенко пожал руку, поблагодарил за концерт, спросил, есть ли у нас пластинка, пластинки у нас не оказалось :-(

Потом мы поспешили на электричку, потому как расклад электричек - штука жестокая: нужно было успеть в Москву, перебежать с Киевского на Курский, и успеть на серпуховскую электричку. Так все было быстро и напряжно, что Олю по пути я потерял - она сошла с дистанции и уехала к Ире Хвостовой. А я продолжил путь, впрыгнул в почти отходящую электричку на Серпухов и вскоре был двух десятках км от фестивальной поляны. Нашлись добрые люди - за полтинник отвезли к месту дислокации. Дальше все было как-то прозаично: заключительный концерт, быстрый отход ко сну, утро в сборах, московский автобус... Потом я добрался до Иры Хвостовой, долго ждал загулявшею в компании с izadora_newКирой Малыгиной жену, и уснул с томиком Леонида Губанова...

А через сутки с небольшим мы уже были дома, где, в отличие от Олимпа, была вода, и горячая, и холодная, и холодильник пустой, и, что особо порадовало, сброшенные 5 кг. собственной массы!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments