Вячеслав Климович (v_klimovich) wrote,
Вячеслав Климович
v_klimovich

Categories:

Петербургский аккорд - 2008. Мои СУБЪЕКТИВНЫЕ впечатления. Часть первая.

"Петербургский аккорд - 2008" был четвертым ПетАккордом, на котором я побывал. До этого были 2000, 2002, 2004. Жаль, что не вышло с 2006-м - для анализа динамики развития фестиваля было бы весьма полезным на нем поприсутствовать, но пришлось ограничиться лишь итогами конкурса. Прошедший на днях VII фестиваль прошел и оставил весьма противоречивые ощущения. Скажу, что мне понравилось там находиться, особенно с учетом того, что я был несколько вне фестивальных процессов и наблюдал все это со стороны. Меня обошло стороной вовлечение в жалобы и обиды конкурсантов, не вошедших в число призеров фестиваля или не прошедших во второй тур. Конечно, я их слышал, но не принимал слишком близко и выразил сочувствие только нескольким близким и/или интересным мне людям.

Если учесть, что ПА позиционирует себя, как правоприемник всесоюзных фестивалей (во всяком случае, на гланой странице сайта ПА это четко прописано), то нынешний фестиваль во многом, на мой взгляд, не очень-то соответствовал этой концепции. Признаков этого несоответствия я обнаружил немало, о чем распишу подробнее, по пунктам. Как-то все было менее серьезно, чем обычно, мне так показалось. Какой-то странный и нелогичный, а главное, чрезвычайно затянутый концерт-открытие с видимостью полного отсутствия режиссуры. Много вопросов возникло по конкурсу: это и подбор жюри, и распределение членов жюри по номинациям, и не совсем понятные итоги, в особенности, первого тура. Не могло не удивить странное и тревожное почти отсутствие на фестивале питерских авторов (только Валентин Вихорев в жюри, Юрий Кукин в двух главных концертах, эпизодическое присутствие Александра Городницкого и неприсутствие его в жюри). Вобщем было ощущение, что происходит нечто ненастоящее, игрушечное. А вот теперь по пунктам.

Организация.

В этом смысле претензий не было никаких. Все мне показалось четким и отлаженным. Место дислокации (С.-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов) было весьма приличным и удобным, не хуже, чем некогда в ЛДМе (вспоминается гостиница "Крестовский остров" в 2004-м - жуть! По сравнению с ГУП - земля и небо) - все происходило там, кроме двух концертов (открытия и закрытия), что было крайне удобно. От центра добираться было не слишком далеко - минут 15 на автобусе до ст.м. "Лиговский проспект" и остановка автобуса прямо у ворот ГУПа. Мне понравилось расширенное время завтраков - целые два часа под это дело отводилось. Я бы к 9.00 никогда не поднялся завтракать, а вот к 10 - уже попроще; приходил - и подавали завтрак. Главное, что все это по, фактически, столичным ценам, было весьма недорого - 800 руб. в сутки за проживание с включенным завтраком и обедом. В общем, чего расписывать - все нормально было с организацией.

Концерт открытия фестиваля проходил в "Балтийском Доме". Первое, что вышибло сразу - это конферанс. Многие по-разному относятся к присутствию Ксении Полтевой на ПА (для кого-то, кто помнит ПА-2000, это выглядит цинизмом и оскорблением в адрес ПА, а кого-то это ничуть не удивляет), но роль ведущей Ксении явно не подходила, особенно на контрасте с партнером по конферансу Алексеем Иващенко, который был в этой роли прекрасен. Отвратительная дикция и косноязычие Ксении столь сильно бросались в глаза, что крайне раздражало и вызывало вопрос: "Кто догадался ее сюда впихнуть?" Вообще, рука этого "таинственного некто" чувствовалась на всем фестивале в целом, но я не хочу называть имя этого человека - так, во избежание лишнего конфликта.

Программа первого отделения была составлена и срежиссирована весьма качественно. Открыл концерт Юрий Кукин, что выглядело красиво и символично. Далее выступили члены жюри фестиваля (называю вне порядка): Алексей Брунов, Борис Есипов, Александр Медведенко, Владимир Васильев, Валентин Вихорев, Сергей Ильин, Юрий Лорес, Борис Бурда, Елена Казанцева, Михаил Кане, Валерий Чечет, Владимир и Светлана Цывкины. Очень запомнилось чудесное выступление Сони Лорес с песней "В городском саду" (ст. Б.Окуджавы, муз. В.Берковского) - поразила предельная чистота интонации семилетнего ребенка и неподдельная искренность исполнения. Вообще, первое отделение было ярким, красивым, очень душевным и закрылось как финал концерта: вышли все участники концерта + А.М.Городницкий, спели "Атлантов"...

Подпортил картинку отвратительный звук гитар, подключенных в линию - они звучали резко и крайне несбалансированно с голосом. А вот через микрофон гитары звучали классно. Но это уже на совести звукорежиссеров, которые, видимо, не умеют обращаться с авторской песней. Кстати, неумение профессиональных звукачей делать хороший звук для гитары и голоса мне уже встречалось: многие, особенно привыкшие озвучивать рок-концерты, стараются из гитар выжать максимум, потому как в принципе недооценивают значения голоса и зачастую пренебрегают им. Потому если нет своего звукооператора, то чужих стоит консультировать, хоть они обычно этого крайне не любят.

Говорить о втором концерте я не совсем вправе, т.к. часть его провел на крыльце. Позиционировалось оно, как концерт лауреатов и дипломантов прошлых лет. Началось отделение спокойно и красиво с выступления Алексея Иващенко, который извинился за свою непричастность к ПА, а как отпел две замечательные песни из новых, пригласил на сцену лауреата 1996 г. - Раису Нур. Затем выступил лауреат 1998 года - киевлянин Дмитрий Долгов, спев старые песни, звучавшие на ПА еще до его появления на фестивале. Дальше не совсем припоминаю порядок, но невероятно красиво и профессионально выступил Александр Щербина и то, что это было под фонограмму (одна из гитар была прописана, а партию второй на сцене исполнил вживую lvk_Лёва Кузнецов) - мало кто заметил.
upd. Как выяснилось, это была не фонограмма, а т.н. луппер, когда партия записывается (какой-то кусок) прямо в процессе исполнения, а затем воспроизводится, что дает возможность играть другую партию вживую поверх записанной.
/upd.
Достаточно неудачно, большей частью по вине аккомпаниатора, выступила Ксения Полтева - гитарист в нескольких местах серьезно потерял партию и даже несмог сыграть финальный аккорд. Хотя, это была лучшая по звучанию гитара, включенная в линию.

А дальше пошел раздрай. И начался он с выступления Вадима Певзнера. Стоит сказать, что перед концертом Вадим попросил меня ему проаккомпанировать, а я отказался (не был готов морально, да и гитару с собой в Питер я не брал). Потом Вадим обратился еще к одному музыканту, а тот отказался, потому что его напрягло в песне слово "жопа". В итоге роль аккомпаниаторов выполнила группа товарищей в составе: Григорий Данской, Ольга Чикина, Сергей Труханов. Как потом Вадим рассказал, именно состав оказался определяющим в выборе песен - будь я или другой аккомпаниатор - все пошло бы по "другим рельсам". Но тут "Остапа понесло". Песня "Профессор" мне понравилась, но вот то, что было дальше, а именно идиотское гудение в какую-то странную дудку, стало походить на нарастающую вакханалию, чего я уже не выдержал и покинул зал. Стоя на крыльце, я и isilchenkoИгорь Сильченко наблюдали "как от нас уходят люди, словно в море корабли", и их было немного жаль. Запомнилась фраза одного из выходящих: "Песня "Профессор" - еще ничего, но все, что потом!!!...". Чуть позже Вадим признал, что перегнул, но постарался объяснить ситуацию некоторым непониманием обстановки и крайней оторванностью как от АП, так и от России. Мы с ним потом долго об этом говорили и его аргументация для меня показалась убедительной, хотя люди ушли и ушли крайне оскорбленными - этого, имхо, не замазать даже самой железной аргументацией. Мне почему-то думается, что такие концерты не должны допускать импровизационных поворотов, ведь существуют некие законы сценического действа и о зрителе нужно думать всегда.

Конкурс.

Всем известно, что конкурс ПА не для каждого и к нему допускаются только победители региональных фестивалей, а также лица, делегированные регионом. Когда я увидел список участников на сайте фестиваля, то понял, что драка будет неслабая, что в принципе, и вышло, да вот судьи удивили!

Во-первых, подбор жюри был весьма любопытен. в ЖЖ у yloresЮрия Лореса вопрос формирования жюри однажды поднимался. Главное, что я запомнил: хороший автор - это еще не значит, что хороший член жюри или хороший ведущий мастерской. Автор или исполнитель не обязан быть экспертом. Вот экспертов было мало, крайне мало. Основным критерием оценки, судя по итогам первого и второго туров, было "нравится - не нравится". Такая система хороша, если в жюри ОЧЕНЬ много людей, т.е. начинает работать статистика больших чисел, а это, как известно, маловозможно.
Во-вторых, система, когда выбор делает арифметика, на мой взгляд, сыграла ключевую роль в неадекватном выходе во второй тур. Сразу вспоминается пример с отборочным фестивалем в Краснодаре, когда арифметика по системе "да-1, может быть-2, нет-3" выдала такое, что при обсуждении возникли мысли не пропускать лидера! Бывает :-) Обсуждали тогда список от 1 до 2 - не ниже, а потом, при обсуждении, включили в делегацию двоих с рейтингом 2,6, потому что при обсуждении некоторым членам жюри удалось убедить коллег, что эти авторы лучше тех, у кого рейтинг 1,8 -1,9. И они объективно были лучше. Одним словом, человеческому фактору свойственна мудрость, а арифметика безжизненна и беспощадна...

Если посмотреть по номинациям, то в авторской номинации меня больше всего удивили оценки Александра Щербины: откровенно слабые Екатерина Романова и Еремин Николай, прошедшие во второй тур, после чего огромное количество людей пожимало плечами, получлили оценку "скорее да", в то время как состоявшиеся авторы lingua_stultaДиана Коденко и Дмитрий Макляков получли соответственно "скорее нет" и "нет". Оценки Елены Казанцевой и Валентина Вихорева меня удивляют гораздо меньше, и дело не в том, что они адекватны или нет - дело, опять же, в крайней вкусовщине, хотя вихоревское "нет" Никите Дорофееву у меня в голове не укладывается - это похоже на некую личную неприязнь или принципиальное неприятие творчества Дорофеева. Оценки же Александра Медведенко и Бориса Бурды выглядят, за небольшими исключениями, вполне адекватными.

Говоря об остальных номинациях, возникает еще один вопрос: по какому принципу те или иные люди оказались членами жюри именно в этой номинации. В авторской - понятно - все авторы, все имеют моральное право. А вот к жюри в исполнителях, композиторах и дуэтах/ансамблях много вопросов. Однако перейду к композиторам. Вообще, слово "композитор" не очень уместно в нашем жанре - гораздо точнее "автор музыки". Композитор - это слишком громко и ответственно и подразумевает, как минимум, знание нотной грамоты, чего в АП не часто встретишь. Однако, к громкому слову "композитор" должны предъявляться гораздо большие требования. Если брать оценки конкретного жюри, то мне ближе оценки Владимира Васильева и Григория Данского. Оценки же профессионального музыканта и гитариста Сергея Ильина вызывают у меня огромное удивление. С Ильиным мы общались на эту тему (и не только на этом фестивале) и его взгляды мне известны, а вот как он поставил железное "да" рижанину Александру Бекназарову, промурлыкавшему что-то аля-шансон на аккордах простейшей гармонической секвенции - для меня крайне странно. А вот его "скорее нет" выбило из дальнейшей борьбы минчанина Алексея Нежевца. Оценки Сергея Труханова меня удивляют уже не первый раз. Сергей вообще крайне скуп на положительные оценки, в принципе. На прошлом фестивале он не разорился на железное "да" вообще, а в этом году этой оценки Сергея удостоился только лишь Алексей "Сеич" Макаревич. То, что у Сеича все оценки наивысшие, говорит о приближенности этой оценки к объективности, хотя мне его творчество не глянулось. Хотя оценка Сергея Труханова на фоне всех остальных его оценок, выглядит как "по блату". Я уточню: я не утверждаю, что Сергей отдал этот голос исходя из личного отношения к конкурсанту - это всего лишь напросившаяся мысль. Очень жаль, что достойно выглядевшие белорусские авторы музыки Алексей Нежевец и Ольга Подчиненкова, не прошли во второй тур. И вновь возникет вопрос к арифметике - пройди в этом жюри обсуждение - результаты были бы совсем другими и намного более адекватными.

В исполнителях не сильно напортачили, да и жюри было вполне адекватным: yloresЮрий Лорес, Михаил Кане, Алексей Брунов... Я не совсем только понял, что в этом качестве делал тут Борис Есипов. Вообще, этот человек выглядел на фестивале как фигура в большей степени политическая, нежели творческая. Я без особого энтузиазма увидел в исполнительском жюри chikinaОлю Чикину. Оля, если ты это читаешь - не обижайся. Ты тонкий, слышащий, чувствующий человек - и только этим я могу оправдать твое нахождение в этом жюри. Вообще, подтвердилось ощущение, что та самая рука "таинственного некто" в каждую номинацию посадила своего человека. И, как ни странно, именно к "своим людям" "таинственного некто" у меня больше всего вопросов. Хотя, может это мои тараканы... А то, что в исполнителях ничего не получил замечательный, тонкий и умный isilchenkoИгорь Сильченко - только его вина. Увы, увы и еще раз увы... :-(

Самыми адекватными мне показались итоги мастерской дуэтов и ансамблей. Алексей Иващенко, Валерий Чечет, Светлана Цывкина, Вадим Певзнер сработали, на мой субъективный взгляд, отлично. Пев в разговоре поделился, что в их жюри маленькое обсуждение все-таки прошло - честь им и хвала!

Списки второго тура вызвали много удивления, когда было понятно, кто выбыл из борьбы в финале, но еще больше удивления было, когда во время конкурсного концерта второго тура появлялись совершенно странные и непонятные личности, особенно удивительно смотревшиеся на фоне сильных непрошедших. Честно говоря, я во время финального концерта тоже составлял свой личный рейтинг на предмет того, чтобы потом посмотреть, с кем из членов жюри я хотя бы приблизительно совпал во мнениях. И вот что вышло у меня:

Авторы:
1. Кира Малыгина;
2. Ирина Орищенко;
3. Никита Дорофеев;
4. Елена Гурфинкель;
5. Алексей Бардин;
6. Алексей Макрецкий;
7. Дмитрий Курилов;
8. Любовь Гребенюк;
9. Александр Серяков;
10. Екатерина Романова;
11. Александр Михеев;
12. Николай Еремин.

Авторы музыки:
1. Тимофей Сердечный;
2. Ольга Беленкович;
3. Алексей Макаревич;
4. Юлия Михайлова;
5. Александр Бекназаров.

Исполнители:
1. Руслана Туриянская;
2. Анна Щербань;
3. Анна Медная;
4. Мария Веремеева;
5. Кирилл Алексеев;
6. Евгения Шахнович;
7. Григорий Войнер;

Дуэты:
1. Анатолий и Наталия Сорочинские;
2. Ольга Головня и Сергей Ильюшенко;
3. "Триптих";
4. Елена и Сергей Батуевы.

Ансамбли:
1. Тибитет;
2. Три в одном;
3. Круги своя;
4. Театр АП п/у Е.Алексеевой;
5. Иванов Юрий, Солдатенко Вячеслав, Степаненко Сергей;
6. Add Libitum.

ПЗС я отдал Кире Малыгиной.

А теперь мои аргументы за/против.

Предпочтение в авторах я отдал Кире Малыгиной. И что бы не говорили, дело тут вовсе не во Фрейде. Кира - не только яркий автор. Кира - это совокупность тех многочисленных составляющих, из которых получается гармоничная, целостная творческая, точнее, сценическая личность. В выступлении Киры было все предельно гармонично: все на месте и ничего лишнего. Её манера, голос, гитара, гармония, мелодия и всякие малозаметные по-отдельности мелочи - все работает на восприятие песни. Мне не нужно было напрягаться, чтобы ее услышать - она сама все делала, для того, чтобы проникнуть ко мне в душу, в разум. Для меня это очень важный критерий, когда не нужно вслушиваться, а все происходит само!

Именно поэтому второе место я отдал Ирине Орищенко. Ирину я слышал много раз, но впервые ее выступление меня по-настоящему проняло. Раньше просто нравилось, а сейчас я захотел услышать еще.

Третье место тогда я отдал Никите Дорофееву. Не знаю почему... Я ожидал от него большего, но в нем была некая приятная мне целостность. Сейчас спросите меня, о чем он пел - не отвечу. Может энергетика его меня тронула... Не знаю. Третье - и все тут.

Не знаю, чего мне не хватило в восприятии gurfyЛены Гурфинкель, но именно это что-то отодвинуло ее на четвертую позицию. Её песни меня тронули, местами до мурашек по спине. И какой-то пустой нетерцовый аккорд в одной из песен сыграл роль психоакустического эффекта - пробирало.

Леша Бардин меня не впечатлил вообще. Пятое место и только потому, что знаю каким он может быть.

Против несомненно интересного Алексея Макрецкого сыграло знакомство с ним по Кольскому бугорку-2005. Тогда он на меня произвел крайне негативное впечатление, и от этого я не смог избавиться. Слушал я его с удовольствием. На шестое место его отодвинула моя крайняя субъективность восприятия этого человека. Когда человек говорит: "Да я тут среди вас самый талантливый" - трудно воспринимать его всерьез.

На седьмое место я поставил Дмитрия Курилова. Вне сомнения, он интересен, но я крайне напрягался, чтобы услышать его. То ли он волновался и поставил между собой и залом энергетический забор-защиту, то ли еще что, но пришлось над ним потрудиться, а я ленивый.

Любовь Гребенюк мне просто не понравилась. Что-то в ней есть, но этого хватило только для восьмого места.

И вот она опять, арифметика: как Александр Серяков в 1-м туре оказался на шестой позиции - загадка из загадок. В делегировании этого парня на ПА я принимал участие, но региональный на юге был крайне низок уровнем и этот молодой человек прошел как лучший из худших. Я и не надеялся, что он доберется до второго тура. В парне потенциал есть, несомненно, но молодой еще совсем - все еще очень сыро и неоформленно - личность пока не прорисовывается. Отдаю ему девятую позицию.

Десятое место - Екатерина Романова. Просто слабо и неинтересно. Не двенадцатое место только потому что Фрейд...

Одинадцатое - Александр Михеев. Пафосно, предсказуемо, скучно, графоманство.

Двенадцатое - Николай Еремин. Его проход во второй тур - для меня главная загадка фестиваля.


Среди авторов музыки мало что зацепило меня.

Первое место - Тимофей Сердечный. Это за рамками АП, но очень интересно и профессионально. Великолепное владение гитарой, несомненно, яркая индивидуальность, т.е. ничего подобного я не слышал. Но слышал я Тимофея и два года назад на Украинском регионе - ничего с тех пор не изменилось.

Второе - olgabelenkovichОльга Беленкович. Красиво, тонко, но без изюминки, иными словами, слишком традиционно. Присутствовала какая-то романсовость, а я терпеть не могу романсы в принципе - да простит меня Ольга.

Алексея Макаревича я поставил на третье место - видимо я чего-то не понял в этой жизни. Может стоило бы поближе познакомиться с его творчеством? Вот тот самый редкий случай, когда не понравилось, но хочется послушать еще :-)

На четвертое место я отправляю Юлию Михайлову. Скучно; а обращение уменьшенного септаккорда по всему грифу - никому не прощу этого банального и пошлого оборота.

Александр Бекназаров - еще одна загадка: как это можно было пропускать во второй тур??? Я уже о нем где-то выше писал - глупо было бы тратить много времени на описание подобной заурядности.

Позволю себе на этом прерваться - продолжу после возвращения с "Рамонского родника".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments